Архів номерів

2017 15 16 17 18    
2016 9 10 11 12 13 14
2015 3 4 5 6 7 8
2014 1 2        

Пошук

 

банер 1

 

unnamed

 

images

 

banner c111

 

logo-1 

Кирилюк Є.М. Ендогенні чинники розвитку внутрішнього агропродовольчого ринку

АНОТАЦІЯ
У статті проаналізовано вплив основних ендогенних чинників на розвиток внутрішнього агропродовольчого ринку України. Оскільки прогнозування в умовах ринку повинно здійснюватися знизу вверх, увагу акцентовано на дослідженні чинників попиту на продовольство. Обґрунтовано необхідність застосування багатоваріантних підходів до оцінки довгострокових наслідків аграрної політики, їх зіставлення з альтернативними варіантами розвитку продовольчого ринку. Як базові запропоновано три варіанти прогнозу розвитку внутрішнього агропродовольчого ринку: 1) інерційний; 2) інноваційний; 3) інноваційний у поєднанні з ефективним стимулюванням попиту, розвитком конкурентного середовища, системи ціноутворення та інфраструктури аграрного ринку. Визначено передумови посилення функції прогнозування при розробці механізмів координації економічних відносин на внутрішньому агропродовольчому ринку. Доведено, що при прогнозуванні споживання основних видів продуктів харчування недоцільно використовувати як базовий показник усереднений рівень споживання усім населенням (як сільським, так і міським). Одним із ключових чинників у методології прогнозування споживання продуктів харчування визначено структуру та розподіл населення за групами залежно від рівня реальних грошових доходів і зміни їх динаміки. Вказано на відсутність можливості перерозподілу витрат переважною більшістю домогосподарств на користь продуктів харчування. Доведено необхідність створення умов для збільшення внутрішнього попиту на продукти харчування, який у свою чергу стимулюватиме нарощення пропозиції. Запропоновано елементи комплексного підходу до прогнозування кон’юнктури та параметрів ємності внутрішнього агропродовольчого ринку України.

Ключові слова: ендогенні чинники, агропродовольчий ринок, кон’юнктура ринку, ємність ринку, домогосподарство, децильна група, рівень споживання, якість споживання.

АННОТАЦИЯ
В статье проанализировано влияние основных эндогенных факторов на развитие внутреннего агропродовольственного рынка Украины. Поскольку прогнозирование в условиях рынка должно осуществляться снизу вверх, внимание акцентировано на исследовании факторов спроса на продовольствие. Обоснована необходимость применения многовариантных подходов к оценке долгосрочных последствий аграрной политики, их сопоставление с альтернативными вариантами развития продовольственного рынка. В качестве базовых предложено три варианта прогноза развития внутреннего агропродовольственного рынка: 1) инерционный; 2) инновационный; 3) инновационный в сочетании с эффективным стимулированием спроса, развитием конкурентной среды, системы ценообразования и инфраструктуры аграрного рынка. Определены предпосылки усиления функции прогнозирования при разработке механизмов координации экономических отношений на внутреннем агропродовольственном рынке. Доказано, что при прогнозировании потребления основных видов продуктов питания нецелесообразно использовать как базовый показатель усредненный уровень потребления всем населением (как сельским, так и городским). Одним из ключевых факторов в методологии прогнозирования потребления продуктов питания определена структура и распределение населения по группам в зависимости от уровня реальных денежных доходов и изменения их динамики. Указано на отсутствие возможности перераспределения расходов подавляющим большинством домохозяйств в пользу продуктов питания. Доказана необходимость создания условий для увеличения внутреннего спроса на продукты питания, который в свою очередь будет стимулировать наращивание предложения. Предложены элементы комплексного подхода к прогнозированию конъюнктуры и параметров емкости внутреннего агропродовольственного рынка Украины.

Ключевые слова: эндогенные факторы, агропродовольственный рынок, конъюнктура рынка, емкость рынка, домохозяйство, уровень потребления, качество потребления.

ANNOTATION
In the article influence of basic endogenous factors on internal agrofood market of Ukraine development is analysed. As prognostication in the conditions of market must come true from the bottom up, attention is accented on research factors of demand for food. The necessity of the use multivariate approaches to assessing long-term effects of agricultural policy, their comparison with alternative options of the food market is reasonable. Three variants of prognosis of internal agrofood market development are offered: a 1) inertia; 2) innovative; 3) innovative in combination with effective stimulation of demand, development of competition environment, system of pricing and infrastructure of agrarian market. Pre-conditions of strengthening of prognostication function at development of mechanisms of economic relations co-ordination at the internal agrofood market are certain. It is proved that in predicting consumption of basic kinds of food impractical to use as a baseline the average consumption of the whole population (rural and urban). One of the key factors in forecasting methodology defined food consumption structure and distribution of population in groups depending on the level of real income and changes in their dynamics are certain. It is indicated on absence of possibility of redistribution of charges by swingeing majority of households in behalf on foodstuffs. The necessity of conditioning for the increase of internal demand on foodstuffs, that, by it a turn the increase of suggestion will stimulate is well-proven. The elements of the complex going near prognostication of the state of affairs and parameters of capacity of internal agrofood market of Ukraine are offered.

Keywords: endogenous factors, agri-food market, market conditions, market capacity, household, decile group, consumption, quality consumption.

Завантажити статтю (pdf)